Муниципальный контроль в сфере благоустройства

I. Федеральные законы

№ п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1 Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Физические и юридические лица все статьи
2 Федеральный закон от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» Физические и юридические лица все статьи
3 Федеральный закон от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан глава 6

II. Указы Президента Российской Федерации, постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации

№ п/п Наименование документа (обозначение) Сведения об утверждении Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1 Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 Физические и юридические лица все пункты

III. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации

№ п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1 Закон Московской области от 04 мая 2016 года № 37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях» Физические и юридические лица - ст.6.1, ст.6.2, ст.6.4-6-6, ч.3 ст.6.7, ч.1-5 ст.6.9, ч.1 ст.6.11, ст.6.12-ст.6.18, ч.2 и 3 ст.6.19, ст.6.20, ст.6.22-ст.6.23 (составление протоколов об административных правонарушениях в отношении физических лиц) - ст.6.1- ст.6.2, ч. 1 и 2 ст.6.4, ст. 6.5–6.6, ч. 1 и 3 ст.6.7, ст.6.8, ч.1–5 ст. 6.9, ст. 6.10, ч. 1, 2 и 4 ст. 6.11, ст. 6.12–ст.6.18, ст. 6.19–ст. 6.20, ст. 6.22–6.25 (составление протоколов об административных правонарушениях в отношении садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражных кооперативов); - ч.4 ст.6.4 КоАП МО (составление протоколов об административных правонарушениях в отношении физических и юридических лиц)
2 Закон Московской области от 30.12.2014 № 191/2014-ОЗ «О регулировании дополнительных вопросов в сфере благоустройства в Московской области» (ред. от 29.12.2022) Физические и юридические лица все пункты

IV. Нормативно-правовые акты органа местного самоуправления

№ п/п Наименование и реквизиты акта Краткое описание круга лиц и (или) перечня объектов, в отношении которых устанавливаются обязательные требования Указание на структурные единицы акта, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю
1 Решение Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 14.07.2022 №358/42«Об утверждении Положения о муниципальном контроле в сфере благоустройства на территории городского округа Лотошино Московской области» Физические и юридические лица все пункты
2 Решение Совета депутатов городского округа Лотошино №177/15 от 29.10.2020 «Об утверждении Правил Благоустройства на территории городского округа Лотошино Московской области» (в ред. решений Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 28.10.2021 №277/31, от 23.12.2021 №299/34, от 27.10.2022 №377/46, от 22.12.2022 №400/48) Физические и юридические лица все пункты

Настоящее руководство разработано в соответствии с подпунктом 5 пункта 3 статьи 46 Федерального закона от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в целях оказания гражданам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям информационно-методической поддержки в вопросах соблюдения обязательных требований Правил благоустройства на территории городского округа Лотошино, утвержденных Решением Совета депутатов городского округа Лотошино №177/15 от 29.10.2020 (в ред. решений Совета депутатов городского округа Лотошино Московской области от 28.10.2021 №277/31, от 23.12.2021 №299/34, от 27.10.2022 №377/46, от 22.12.2022 №400/48) (далее – Правила благоустройства), контроль за соблюдением которых осуществляет орган местного самоуправления при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства на территории городского округа Лотошино.

Предметом муниципального контроля в сфере благоустройства является соблюдение юридическими лицами и гражданами обязательных требований Правил благоустройства, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.

Объектами муниципального контроля в сфере благоустройства являются:

  1. деятельность, действия (бездействие) граждан и организаций, в рамках которых должны соблюдаться обязательные требования, в том числе предъявляемые к гражданам и организациям, осуществляющим деятельность, действия (бездействие);
  2. здания, помещения, сооружения, линейные объекты, территории, включая земельные участки, оборудование, устройства, предметы, материалы, транспортные средства, природные и природно-антропогенные объекты и другие объекты, которыми граждане и организации владеют и (или) пользуются и к которым предъявляются обязательные требования (далее - производственные объекты).

Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в виде проведения профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий.

Профилактические мероприятия проводятся контрольным органом в целях стимулирования добросовестного соблюдения обязательных требований всеми контролируемыми лицами и направлены на устранение условий, причин и факторов, способных привести к нарушениям обязательных требований и (или) причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также являются приоритетным по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.

При осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства могут проводиться следующие виды профилактических мероприятий:

  1. информирование;
  2. консультирование;
  3. объявление предостережения;
  4. профилактический визит.

В рамках осуществления муниципального контроля в сфере благоустройства при взаимодействии с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  1. инспекционный визит;
  2. документарная проверка;
  3. выездная проверка;
  4. рейдовый осмотр.

Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия:

  1. наблюдение за соблюдением обязательных требований (мониторинг безопасности);
  2. выездное обследование.

Правила благоустройства устанавливают единые нормы и требования в сфере благоустройства, в том числе требования к созданию, содержанию, развитию объектов и элементов благоустройства, требования по содержанию зданий, сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, порядок участия собственников зданий, строений и сооружений в благоустройстве территорий.

Главной целью Правил благоустройства является благоустройство территории городского округа Лотошино путем формирования безопасной, комфортной и привлекательной среды в городском округе Лотошино, к которой относится совокупность территориально выраженных природных, архитектурно-планировочных, экологических, социально-культурных и других факторов, характеризующих среду обитания в городе и определяющих комфортность проживания на его территории.

В целях соблюдения обязательных требований Правил благоустройства юридическим, физическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо:

  • содержать прилегающую территорию, фасады и ограждающие конструкции, здания, строения, сооружения в надлежащем состоянии, не допускать эстетическое восприятие городской среды (наличие мусора, остатков сырья и материалов, тары и упаковки, сухостойных деревьев и кустарников, некошеной травы, "визуального мусора", объявлений, надписей, иной информационно-печатной продукции в неустановленных местах, загрязнения, наличие видимых дефектов и повреждений конструкций);
  • своевременно проводить очистку крыш от образования наледи на крышах жилых домов, зданий и сооружений;

Не допускается:

  • самовольно вырубать зеленые насаждения;
  • ломать, срывать, повреждать зеленые насаждения;
  • засорять газоны, цветники, дорожки и водоемы;
  • сжигать листву и мусор;
  • производить земляные работы без оформленного в установленном порядке разрешения;
  • нарушать сроки производства земляных работ и сроков выполнения работ по восстановлению благоустройства после завершения земляных работ, установленных в разрешении на производство земляных работ, невыполнение либо ненадлежащее выполнение восстановления нарушенного в результате проведения земляных работ благоустройства территории;
  • размещать автотранспортные средства на газонах, детских игровых и спортивных площадках;
  • наклеивать и развешивать на зданиях, строениях, сооружениях, ограждениях (заборах), каких-либо объявления, вывески и других информационные сообщения, наносить граффити, расклеивать и развешивать информационно-печатную продукцию за исключением специально отведенных для этих целей мест;
  • загрязнять либо засорять территории общего пользования путем выброса, сброса, оставления вне мусорных контейнеров (урн) бумаг, окурков, бутылок и иных предметов;

Правила благоустройства обязательны для исполнения всеми организациями, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на территории городского округа Лотошино, всеми гражданами, находящимися на территории Орехово-Зуевского городского округа.

Нарушение настоящих Правил благоустройства, влечет административную ответственность, предусмотренную Законом Московской области от 04 мая 2016 года №37/2016-ОЗ «Кодекс Московской области об административных правонарушениях»

Консультирование контролируемых лиц и их представителей по вопросам, связанным с организацией и осуществлением муниципального контроля в сфере благоустройства, проводится в устной и письменной форме без взимания платы.

Консультирование в устной форме проводится должностными лицами по телефону, посредством видео-конференц-связи, на личном приеме, в ходе проведения профилактического мероприятия.

По итогам консультирования информация в письменной форме контролируемым лицам и их представителям не предоставляется. Контролируемое лицо вправе направить запрос в отдел по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству, транспорту и связи администрации городского округа Лотошино о предоставлении письменного ответа в порядке, установленном Федеральным законом от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В ходе консультирования не может предоставляться информация, содержащая оценку конкретного контрольного мероприятия, решений и (или) действий должностных лиц отдела муниципального земельного контроля, иных участников контрольного мероприятия, а также результаты проведенной в рамках контрольного мероприятия экспертизы.

Консультирование в письменной форме осуществляется путем направления ответа на письменное обращение контролируемых лиц и их представителей.

Почтовый адрес для направления обращений: 143800, Московская область, г.о. Лотошино, рп. Лотошино, ул. Центральная, д. 18.

Фактический адрес местонахождения: 143800, Московская область, г.о. Лотошино, рп. Лотошино, ул. Центральная, д. 18.

Личный прием граждан осуществляется должностными лицами органа муниципального контроля в сфере благоустройства еженедельно по понедельникам с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 17:00 по адресу: Московская область, г.о. Лотошино, ул. Центральная, д. 18. каб. 17.

Телефон для справок: 8(496-28)702-25

Адрес электронной почты: loto@mosreg.ru

Федеральный закон от 31.07.2020 №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Статья 40. Досудебный порядок подачи жалобы.

1. Жалоба подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, в электронном виде с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи. При подаче жалобы гражданином она должна быть подписана простой электронной подписью либо усиленной квалифицированной электронной подписью. При подаче жалобы организацией она должна быть подписана усиленной квалифицированной электронной подписью. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

1.1. Жалоба, содержащая сведения и документы, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, подается контролируемым лицом в уполномоченный на рассмотрение жалобы орган, определяемый в соответствии с частью 2 настоящей статьи, без использования единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном положением о виде контроля, с учетом требований законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне. (часть 1.1 введена Федеральным законом от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

2. Порядок рассмотрения жалобы определяется положением о виде контроля и, в частности, должен предусматривать, что:
1) жалоба на решение территориального органа контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц рассматривается руководителем (заместителем руководителя) данного территориального органа либо вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
2) жалоба на действия (бездействие) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа контрольного (надзорного) органа рассматривается вышестоящим органом контрольного (надзорного) органа;
3) в случае отсутствия территориального органа контрольного (надзорного) органа и в случае обжалования решений контрольного (надзорного) органа, принятых его центральным аппаратом, действий (бездействия) должностных лиц центрального аппарата контрольного (надзорного) органа жалоба рассматривается руководителем контрольного (надзорного) органа.

3. Положением о виде контроля может быть предусмотрено создание в контрольном (надзорном) органе из числа его должностных лиц коллегиального органа (коллегиальных органов) для рассмотрения жалоб.

4. Контролируемые лица, права и законные интересы которых, по их мнению, были непосредственно нарушены в рамках осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, имеют право на досудебное обжалование:
1) решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий;
2) актов контрольных (надзорных) мероприятий, предписаний об устранении выявленных нарушений;
3) действий (бездействия) должностных лиц контрольного (надзорного) органа в рамках контрольных (надзорных) мероприятий. (часть 4 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 № 170-ФЗ)

5. Жалоба на решение контрольного (надзорного) органа, действия (бездействие) его должностных лиц может быть подана в течение тридцати календарных дней со дня, когда контролируемое лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

6. Жалоба на предписание контрольного (надзорного) органа может быть подана в течение десяти рабочих дней с момента получения контролируемым лицом предписания.

7. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен уполномоченным органом.

8. Лицо, подавшее жалобу, до принятия решения по жалобе может отозвать ее. При этом повторное направление жалобы по тем же основаниям не допускается. (в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

9. Жалоба может содержать ходатайство о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

10. Уполномоченный на рассмотрение жалобы орган в срок не позднее двух рабочих дней со дня регистрации жалобы принимает решение:
1) о приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа;
2) об отказе в приостановлении исполнения обжалуемого решения контрольного (надзорного) органа.

11. Информация о решении, указанном в части 10 настоящей статьи, направляется лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения.

Статья 41. Форма и содержание жалобы

1. Жалоба должна содержать:
1) наименование контрольного (надзорного) органа, фамилию, имя, отчество (при наличии) должностного лица, решение и (или) действие (бездействие) которых обжалуются;
2) фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства (месте осуществления деятельности) гражданина, либо наименование организации-заявителя, сведения о месте нахождения этой организации, либо реквизиты доверенности и фамилию, имя, отчество (при наличии) лица, подающего жалобу по доверенности, желаемый способ осуществления взаимодействия на время рассмотрения жалобы и желаемый способ получения решения по ней;
3) сведения об обжалуемых решении контрольного (надзорного) органа и (или) действии (бездействии) его должностного лица, которые привели или могут привести к нарушению прав контролируемого лица, подавшего жалобу;
4) основания и доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением контрольного (надзорного) органа и (или) действием (бездействием) должностного лица. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие его доводы, либо их копии;
5) требования лица, подавшего жалобу;
6) учетный номер контрольного (надзорного) мероприятия в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий, в отношении которого подается жалоба, если Правительством Российской Федерации не установлено иное. (п. 6 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

2. Жалоба не должна содержать нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностных лиц контрольного (надзорного) органа либо членов их семей.

3. Подача жалобы может быть осуществлена полномочным представителем контролируемого лица в случае делегирования ему соответствующего права с помощью Федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации".

4. К жалобе может быть приложена позиция Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, относящаяся к предмету жалобы. Ответ на позицию Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, его общественного представителя, уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации направляется уполномоченным органом лицу, подавшему жалобу, в течение одного рабочего дня с момента принятия решения по жалобе.

Документы