перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

1 апреля 2015 года, Среда, 14:31 << 70 ЛЕТ ПОБЕДЫ

Уроженец выбитого войной года

Уроженца Лотошинского района Виктора Ивановича Дигачёва, призванного на фронт в начале Великой Отечественной войны, журналисты вниманием как-то не баловали. А между тем, как выяснилось в ходе поездки 31 марта 2015 года в деревню Чапаево, этот человек является настоящим фронтовиком и хранителем памяти о горьком и славном прошлом нашего района.

В армейских частях Виктор Дигачёв пробыл до самых последних дней войны. День Победы застал его в составе I Украинского фронта при освобождении Чехословакии. В родной район Дигачёв вернулся в 1946 году, сразу же после демобилизации.

Сейчас ему 92 года. Из мужчин поколения 1920-1925 годов в живых после войны осталось 2-3%, их так и звали «расстреляные возраста». Живёт ветеран в деревне Чапаево (бывшее Соколово), где в послевоенные годы приобрёл неказистый дом, приведя его в нормальное состояние. Ныне за фронтовиком постоянно ухаживает младшая дочь Нина. Всего у Виктора Ивановича было трое детей. Здравствует старшая дочь Галина, сына Анатолия уже нет в живых.

Несмотря на солидный возраст («В шести ближайших деревнях живых фронтовиков не осталось, я один», - поясняет ветеран), Виктор Иванович держался в разговоре со мной молодцом. В солдатской памяти прочно засели многие эпизоды боёв, в которых Дигачёву пришлось лично участвовать. К сожалению, сегодня ветерана подводят речь и слух. Но суть сказанного была понятна.

Родился фронтовик в деревне Звягине, в многодетной крестьянской семье. День собственного рождения так и остаётся для него неизвестным. В брачном свидетельстве, по словам дочери Нины Викторовны, записано 15 декабря 1922 года. Будущую жену, Клавдию Спиридоновну, проживавшую в Чапаеве, фронтовик повстречал по дороге из Лотошина. Рейсовые автобусы в конце 1940-х годов ни в Чапаево, ни в Звягино не ходили. Сообщение с райцентром зачастую обеспечивалось с помощью собственных ног. Чем не обстановка для завязывания крепких контактов с землячками?

Довоенная жизнь Виктора Дигачёва ничем не отличалась от жизни большинства окружающих сверстников. Окончил 5 классов в ближайшей по расположению школе, находившейся в деревне Кудрине. Потом работал в полеводческой бригаде колхоза имени Молотова, куда входило Звягино. Здесь Виктора застало сообщение о войне. «Сидим мы в тот день дома, завтракаем всей семьёй, - вспоминает Виктор Иванович, - как входит взволнованный бригадир полеводства и говорит: “Войну объявили!” Мы сразу насторожились. А мне 18 лет. В армии-то не служил, а тут сразу на войну идти надо».

Вскоре пришла повестка из райвоенкомата. Сбор призывников, по воспоминанию ветерана, проходил в лотошинском клубе (стоял на месте бывшего кинотеатра «Эра»). Потом всех отправили в Москву на крытых машинах. На Красной Пресне призывников рассортировали по колоннам. Подразделение, куда определили Виктора, погрузили на поезд и доставили в знаменитые Тоцкие военные лагеря, потом была Бугульма (Татарстан), где обучали на связистов.

Боевая жизнь для Виктора началась в 1942 году под Воронежем. Потом была Курская дуга, форсирование Днепра, бои за освобождение Украины и Польши. Воевал Дигачёв и в Германии. По словам Виктора Ивановича, в сражении за переправу на Днепре погибло много наших связистов. Командованию требовалась беспрерывная связь, которую приходилось обеспечивать в невероятно сложных условиях. У Дигачёва получилось. За это сражение звягинский связист удостоился ордена «Славы» III степени. В битве за Курскую дугу Виктор Иванович был награждён медалью «За отвагу». Судьба хранила Виктора Дигачёва. Через всю войну, на которой погибло два его старших брата, Никита и Пётр, он прошёл без ранений и контузий. Воевал солдат в звании рядового. После войны продолжил работу в колхозе плотником, потом в совхозе имени Кирова. Всегда интересовался событиями в стране и за рубежом. Вёл домашнее хозяйство, валял валенки.

Глубокий след в памяти Виктора Ивановича оставило довоенное время. Он много о нём разных думок передумал. Сам заговорил, как чекисты расправлялись с его односельчанами, причислив их к кулакам. В один из дней сразу 7 человек увели на расправу. Действительно ли это были кулаки? Виктор Иванович махнул рукой: «Какие они кулаки, если три курицы во дворе. Попа калицинского с дьяконом преследовать начали, когда маслобойня у озера Соколовское сгорела. Страшное время было. Даже районное руководство вместе с Немковым арестовано было…».

На прощание, отвечая на другой вопрос, что ветеран желает землякам в год 70-летия Победы, Виктор Иванович произнёс: «Счастья, здоровья и чтобы не было войны».



А.Леонов