перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации Лотошинского муниципального района Московской области приветствует Вас!

19 ноября 2015 года, Четверг, 16:00 << НОВОСТИ РОССИИ

Второй день II форума

Продолжается II международный агропромышленный молочный форум в Красногорске. Сегодня делегаты работают по секциям. Ход предшествовавшего секционному обмену опытом пленарного заседания и самые яркие фрагменты дискуссий можно посмотреть в нашей видеозарисовке.

Состоялись «круглые столы», посвящённые инвестициям в молочное животноводство, развитию производства и переработки молока, генетическим и селекционным приёмам в племенном молочном животноводстве. Самым интересным для с точки зрения лотошинских аграриев наверняка был симпозиум, посвящённый лейкозу КРС и уклончиво названный "Комплекс мероприятий по оздоровлению молочного скота". Ключевыми темами завершившегося поздно вечером обсуждения ожидаемо стали поражённость лейкозом нынешнего дойного поголовья отечественных производителей молока и условия вступления в действие "Технического регламента на молоко и молочную продукцию". Дело в том, что по условиям Таможенного союза должен вступить в действие новый технический регламент, согласно которому молоко и мясо от коров, ДНК которых содержит вирус лейкоза, нельзя будет использовать в пищевых целях. Но если в лоббирующей эти меры Белоруссии (где планомерный ремонт стад начали 12 лет назад) лейкоз извели, то подмосковное молочное животноводство может попросту исчезнуть при планируемых ограничениях.

Поэтому так интересны современные подходы по ликвидации вируса лейкоза крупного рогатого скота, продуктивное долголетие коров как индикатор эпизоотического состояния стада, региональный опыт борьбы с вирусными заболеваниями молочного скота. Мы непременно попросим Л.Б.Слудову, принявшую участие в сессии, рассказать читателям про услышанное и увиденное.Напомню, что до настоящего времени год за годом введение подобного регламента откладывали. А опыт потребления молока от лейкозонесущих коров в нашей стране насчитывает столетия, и пока что дурных последствий не наблюдалось.

Безусловным "хитом" нынешнего форума стал инвестиционный проект генерального партнёра форума вьетнамской компании ТН Милк (TH true MILK) Сейчас эта компания является ведущим производителем молока в Социалистической республике Вьетнам, позиционируется как группа патриотических бизнесменов и намерена инвестировать средства в создание на территории Московской области поголовья в 45 000 дойных коров, в переработку этого молока и развитие бренда ТН Милк в России. Первоначально, по словам президента TH GROUP Тхай Хыонг, в области будет создана 1000 рабочих мест. Проект поставили в пример другим предпринимателям министры сельского хозяйства РФ А.Ткачёв и Московской области Д.Степаненко. Если проект удастся реализовать, он даст весомую прибавку к нынешнему производству молока, около 250-270 тысяч тонн. (Сейчас крупные предприятия Подмосковья дают в год 585 тысяч тонн молока, ЛПХ ещё 44 тысячи тонн и КФХ 11 тысяч тонн). Другой вопрос, сможет ли население Московской области к концу 2016 года покупать такое количество молока и продуктов его переработки. Возможно, вьетнамские товарищи рассчитывают часть молока продавать через госзаказ.

Вьетнамский стартап масштабный, но и он при полном успехе не сможет обеспечить роста производства молока в области до миллиона тонн к 2016 году. Правительство заявило, что подмосковные земли, расположенные далее 50 км от МКАД, станут территориями тепличных хозяйств и молочного животноводства. Первый вопрос: кому и как создавать предприятия в аграрном полукольце столицы, как и кому работать на новых и обновлённых фермах. Ответ на часть вопросов искали участники секций, проходивших во второй день форума.

Стоит ли начинать бизнес в текущих экономических реалиях? С чего начать? Опытом поделился Владислав Чебурашкин (предприятие «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»). Сейчас у Чебурашкиных 4500 голов в дойном стаде, своя продукция под собственным товарным знаком. И они нашли средства для открытия бизнеса. Как получить деньги на "молочный стартап" от государства? Тема вызвала всеобщий интерес.Олег Сирота, подмосковный фермер и сыровар, руководитель производства продукта «русский пармезан», вместе с основательницей сыроварни Signore Formaggio прояснили Марией Коваль, прояснили особенности национального сыроваренного производства.

Взаимодействию государства, образовательных учреждений и бизнеса для пополнения отрасли молочного животноводства дефицитными кадрами был посвящён ещё один "круглый стол". Как добиться, чтобы система образования отвечала сегодняшним запросам аграрного сектора? Как лучше и дешевле готовить специалистов, особенно среднего звена? Можно ли повысить престиж сельскохозяйственных рабочих специальностей и удержать на селе сотрудников агропредприятий?

Исходя из повестки заседания, не только в Лотошинском районе остро стоят подобные вопросы. Судя по тому, что доля НДФЛ, поступающая от агропредприятий, заметно ниже доли занятых в сельском хозяйстве, компенсации сложных условий труда за счёт оплаты труда сегодня не происходит. Кроме того, как заметил генеральный директор ЗАО "Агрокомбинат племзавод «Красногорский»" агроном Владимир Яговкин, внедрение современных технологий в нашем сельском хозяйстве ставит перед дилеммой. Либо нужно создавать новые производства для трудоустройства высвободившихся сотрудников (а таких на модернизированной МТФ, например, может оказаться до 70%), либо мириться с ростом безработицы в сельских населённых пунктах.

Чтобы стимулировать рост производства, хозяйствам нужно расширять сбыт. Мало того, в сельской местности платёжеспособный спрос на молочную продукцию ниже, чем в городских агломератах. Следовательно, необходимо гибко и непрерывно перенацеливать логистические цепочки. Отдельный вопрос, на чьи плечи (сетей розничного сбыта, переработчиков или хозяйств) должна лечь главная тяжесть транспортных и иных логистических расходов. Напомню, что член ОП МО Е.Мартынов видит выход в создании фермерских кооперативных магазинов, чтобы молоко от производителей прямо уходил в розницу. А как в таком случае строить брендинг, продвигать торговые марки (особенно для наполненного рынка)? В данном вопросе разумных универсальных решений через рыночные рычаги отыскать не удалось. Видимо, решение придёт через использование институциональных регуляторов.



А.Белковский (текст, фото)