перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

23 октября 2014 года, Четверг, 12:54 << НОВОСТИ РАЙОНА

Уголок князей Мещерских появился в библиотеке имени Тряпкина

Отличный подарок любителям лотошинской истории сделали сотрудники нашей Централизованной библиотечной системы под руководством Юлии Алексеевой. Они создали уголок лотошинской предреволюционной истории, знакомящий читателей не только с историей семьи Мещерских, но и отчасти дающий возможность заглянуть в духовную жизнь этой выдающейся семьи. Библиотекарь, замечу, не самая высокооплачиваемая профессия. Но значительную часть суммы на новую экспозицию сотрудники выделили из полученной им за 2013 год премии "Наше Подмосковье".

Выставка познавательна и одновременно является интересным педагогическим приёмом для вовлечения молодёжи в чтение.

Экспозиция выстроена скупыми средствами: баннер с камином и картиной (за ним наверняка дверка под соответствующий ключик). Картина продолжена рядом подлинных живописных работ из собрания библиотеки - как тут не вспомнить любовь аристократов XVIII века чередовать подлинные работы в простенках залов с искусными гобеленовыми или фресковыми копиями. У Голицыных в Петрово-Дальнем, к слову, камины также зеркально повторялись в живописных alter ego. Фортепиано в музее старинное, но ещё живое, на нём регулярно музицируют, хотя инструмент, конечно, приходится щадить. Две стилизованные этажерки, стол под белой накидкой с портретами в рамочках, ампирный стульчик с полосатым репсом, пара интересных настенных маятниковых часов, двусвечный канделябр, вазочка, табурет - вот и вся старина вместе со своей квазисестрой реконструкций. И ещё вполне современная витрина семейной "мещерской" истории. Но зато на этажерках и в шкапу стоят книги. Без еров, фит и ижиц, вполне современные издания, издания тех вещей и тех авторов, которых наверняка читали владельцы Лотошино и Ошейкино. Да и пейзажи те же, что были перед глазами сыроваров, помещиков, героев Шипки и гостеприимных хозяев императора Александра.

Скандальная мистификатор Жорж Занд, семейный знакомец Пушкин и попавший в мемуары к Мещерским бывший сослуживец Лермонтов соседствуют с Тургеневым, а вставший на противоположную сторону (и тоже семейный знакомец) граф Игнатьев с "50 лет в строю" ставит жирную точку в благополучной истории семьи. И работа художника Жерева "Усадьба Мещерских" с взорванной новыми сослуживцами Игнатьева Преображенской церковью перекликается с поздними стихотворениями Н.Тряпкина, а сами этажерки окликают напечатанные на декорации корешки бутафорских фолиантов.

Интересно, как чувствовали и какими словами думали твои знаменитые земляки? Так вот же он, золотой ключик, стоит на полке прямо перед нарисованным камином. Раскрой обложку, припомни, что творилось в деревенском доме помещицы Дарьи Михайловны Ласунской, бывшей светской красавицы, богатой помещицы, и тебе станет понятно, отчего Мещерские добрались до Индонезии и Австралии, чтобы не попасть в подчинённые к потомкам Хоря и Калиныча.

-- А больницу свою вы не намерены уничтожить?

-- Уничтожить? зачем?

-- Да так.

-- Что за странная мысль! С чего это вам в голову пришло?

-- Да вы вот с Ласунской все знаетесь и, кажется, находитесь под ее влиянием. А по ее словам, больницы, училища -- это все пустяки, ненужные выдумки. Благотворение должно быть личное, просвещение тоже: это все дело души... так, кажется, она выражается. С чьего это голоса она поёт, желал бы я знать?

Александра Павловна засмеялась.

-- Дарья Михайловна умная женщина, я ее очень люблю и уважаю; но и она может ошибаться, и я не каждому ее слову верю.

-- И прекрасно делаете,-- возразил Михайло Михайлыч, все не слезая с дрожек,-- потому что она сама словам своим плохо верит. А я очень рад, что встретил вас.

-- А что?

-- Хорош вопрос! Как будто не всегда приятно вас встретить! Сегодня вы так же свежи и милы, как это утро.

P.S. Вот и я не представляю подписи Александры Павловны под обращением трудящихся (или под докладной запиской) об оптимизации учреждений здравоохранения или школ.