перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

20 декабря 2015 года, Воскресенье, 17:00 << РАЙОН, ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Тайная встреча. (Предание семьи Мещерских)

Возвращаясь к пушкинской теме (благо , Год литературы закончится лишь через 10 дней), хочу предложить читателям сайта события и размышления, позволяющие отчасти по-новому взглянуть на связь Александра Сергеевича Пушкина с лотошинской землёй и с семьёй Мещерских.

Современный человек, втянутый в суету, часто не в состоянии надолго запечатлеть в памяти многие события из своей жизни или важные моменты жизни предков . Многое забывается. Мы,к сожалению, не задумываемся о том,чтобы сохранить для потомков память поколений. Ушёл человек, и вот мы практически ничего о нём не знаем. Может ли что-то маловажное запомниться на протяжении столетий? Вряд ли. Иное дело обстоит с семейными преданиями, свято хранимыми и передаваемыми из поколения в поколение в семьях русского дворянства. Об одном из таких преданий и пойдёт речь.

Мария Викторовна Самыгина, урожденная Спечинская, родилась в трудную, трагическую для России пору – в двадцатые годы ХХ века? за границей. Как известно, для России это были годы гражданской войны, годы многих потерь. Кто терял жизнь, свободу, кто Родину, а часто и то, и другое, и третье сразу.

Бабушка Самыгиной (Спечинской) по материнской линии Александра Алексеевна Оболенская (в девичестве Дьякова) в конце XIX - начале ХХ веков возглавляла в Петербурге Институт благородных девиц. Учились в нём дочери только титулованных особ – княгини, графини. Среди воспитанниц была и небезызвестная Надежда Крупская. Александра Алексеевна имела дочь Марию, которая вышла замуж за князя Алексея Борисовича Мещерского. Это был брат хозяина ряда усадеб и угодий, в том числе и в селении Лотошино ,тогда Старицкого уезда. Лотошино в те годы было чуть ли не центром промышленного и культурного развития на северо-западном стыке двух главнейших губерний – Тверской и Московской.

Мария Алексеевна Мещерская, будучи примерной дочерью, после смерти матери приняла на себя попечительство богоугодным заведением и управляла им до скончания своих дней. О кончине Марии Алексеевны в семейном архиве сохранились скорбные некрологи из газет того времени. Сам же Алексей Борисович, который был ей первым помощником, тяжело переживал утрату. Остаться в этом противоречивом мире он не смог и принял монашество с именем Сергий. Он подвизался в Валаамском монастыре, где скончался в 1928 году , о чём в семейном архиве есть текстовые и фотографические подтверждения. Род Мещерских всегда отличался религиозностью и чтил православие как основополагающую часть русской культуры.

Представьте эти годы. Революционный смерч разбросал лучших представителей России по Европе. Пришлось им нелегко, но из поколения в поколение вместе с родным русским языком они передавали рассказы о православных храмах на российской земле, о родной самобытной культуре. Возможно, именно с этими рассказами передавались любовь к русскому искусству и художественный вкус.

Одна из дочерей Алексеея Борисовича и Марии Алексеевны Мещерских, Софья, будучи в эмиграции, вышла замуж за польского дворянина Виктора Спечинского. В 1922 г. у Софьи и Виктора родилась дочь ,названная Марией в честь своей замечательной бабушки. Эта дочь - Мария Викторовна Самыгина ( в девичестве Спечинская) является прямым потомком рода князей Мещерских (лотошинской ветви). Уточню, что во время гражданской войны предки Марии Викторовны уехали во Францию, а потом перебрались в Бельгию, причём отец и мать (Виктор и Софья) познакомились… в тюрьме. Детство Марии Спечинской прошло в Русском доме (в Париже), где жили многие выходцы из России и их дети. Одной из её подруг была дочь великого Ф.И. Шаляпина.

Муж Марии Викторовны был советским гражданином. Во время войны он попал в плен, однако немцы, узнав, что он учёный, его освободили и заставили преподавать физику и химию в одном из университетов под Берлином. После войны он был направлен на научную работу в Индонезию, где в 1968 г. окончил свой жизненный путь, оставив Марии Викторовне четырёх детей. После его смерти Самыгины поселились в Бельгии, а когда с нашей страны был, наконец, снят «железный занавес», Мария Викторовна стала периодически приезжать в Россию. Сейчас в России у её сына Сергея Михайловича Самыгина имеется свое дело. Он большую часть времени проводит в нашей стране и много лет поддерживает крепкие связи с Лотошином, местом обитания своих достойных предков князей Мещерских. В посещения святых для семьи мест он несколько раз брал и свою матушку Марию Викторовну Самыгину. Княгиня хотя и находиться в весьма преклонных годах, обладает удивительной бодростью духа, хорошей памятью и оптимизмом. Мария Викторовна по приездам в Лотошино часто делилась историями жизни дворян. На сегодняшний день она вместе с сыном является, по сути дела, хранительницей родовой памяти.

Мне представляется необходимым поведать об одном предании, которое сохранилось в семейных архивах и рассказах. Возможно, оно оказалось утраченным в письменном виде, что не умаляет значения данного предания старинного дворянского рода. В одной из давних встреч на земле предков, то есть в Лотошине, Мария Викторовна Самыгина вскользь упомянула о связях Мещерских с семейством Гончаровых (в Яропольце), и, соответственно, с самим Александром Пушкиным. Тесные дружеские контакты великого поэта с Мещерскими в Москве, в Санкт-Петербурге известный факт и не вызывают сомнений ни у кого. Этому есть подробнейшие описания.

Мария Викторовна предоставила изумлённым слушателям историю, которая взволновала и затронула лотошинцев до глубины души. На некоторый скептицизм собеседников после её заявления, что Пушкин бывал в Лотошино у Мещерских, Мария Викторовна с некоторой долей мягкого возмущения ответила так:"А почему вы думаете ,что Пушкин в Лотошино не был? Был! И знаете зачем?"

"Ну, вероятно, он раза два заезжал, как гласят некоторые источники, но не застал хозяев дома. Или останавливался у друзей в своих путешествиях. Ведь, как утверждают тверские и московские исследователи, через Лотошино проходил самый короткий (значит, и самый дешёвый) путь на Старицу, где Пушкин бывал не раз. Не более того," - ответила я. Но Мария Викторовна убедительно преподнесла присутствующим буквальную сенсацию, сказав следующее: "Самое интересное не это. Наше семейное предание хранит вот какую историю. По предварительной тайной договорённости с друзьями Мещерскими Пушкин, ещё до женитьбы, встретился с прекрасной Натали в их Лотошинской усадьбе в беседке пейзажного парка. Ведь всем хорошо известно ,что мать будущей жены Пушкина была далеко не в восторге от предстоящего брака. И своими запретами свиданий дочери с этим «рифмоплётом и повесой» надеялась, что помолвка расстроится. Но что значат любящему сердцу запреты! Выход всегда найдётся. Пушкин был не таким уж простаком, чтобы не позволить себе тайное свидание. На том свидании должно было решиться: быть или не быть! Семейное предание Мещерских говорит, что тайное свидание было, вопреки всяким там запретам. Оно состоялось с помощью друзей, и именно оно определило судьбу Пушкина и Гончаровой. В нашей семейной переписке хранились воспоминания об этой встрече."

Мария Викторовна продолжала мягкое возмущение такими словами:" А почему Лотошино ещё не признано пушкинским местом? Ведь близость к Яропольцу, где проживали Гончаровы, Чернышевские прямо взывает к мысли: не мог не быть! Всего-то расстояния 15-20 вёрст. Да верхом на лошади, хотя бы просто для прогулки, этот путь проделать пара пустяков."

Вот такая, вполне романтическая, история (до сих пор пребывавшая в полной неизвестности). Согласитесь, логичнo предположить, что эта история случилась в действительности. Иначе откуда бы взяться ей в родовой памяти Мещерских, если бы она не передавалась и не сохранялась в самые тяжёлые времена? Многие вещи и выдумать–то трудно. Жизнь гораздо многогранней и фантастичней того, что может представить наш разум.

Размышляя над достоверностью этой истории, давайте проведем некоторые параллели. Если в расследовании судебного дела принимаются, как вполне полноценные доказательства, устные заявления, подкреплённые логическими доводами , то почему же и нам не обнародовать это предание, сбережённое поколениями (хотя бы в устной форме), как подлинную историю. В самом деле, вполне естественным образом все рассказы о том, что происходило в разные времена у представителей дворянских родов, передавалось из поколения в поколения в устных и письменных источниках. Просвещённая дворянская молодежь внимала этим рассказам в длинные зимние вечера на своих романтических встречах в века, когда не было телевидения и приходилось, кроме всего прочего, доставать из шкатулок пожелтевшие страницы старых писем, вспоминать , проговаривать и (по- современному) делиться информацией о том, что случалось когда-то в том или ином родовитом семействе.

Завершая рассказ, приведу слова сына Марии Викторовны, Сергея Михайловича Самыгина, ставшего своим человеком на приходе Преображенского храма п. Лотошино. Храма, который построили его достославные предки и которого давно уже нет на том месте, где он возвышался. "Моя бабушка, а, тем более, и прабабушка были потомственными дворянами, утверждёнными, как и полагается, дворянским собранием дореволюционной России. Они чтили и берегли свою историю. Мы с моей матерью Марией Викторовной Самыгиной подданные Бельгии, тяготеющие любовью к русской земле и культуре наших предков. Мы свидетельствуем о том, что память старинного дворянского рода Мещерских, продолжателями которого мы являемся, сохранила для истории этот факт.

Можно в дальнейшем, продолжить исследование темы «Пушкин в Лотошино». Для этого, как я понимаю, есть ряд оснований. Надеемся, что на карте пушкинских мест Подмосковья появится ещё одно – Лотошино. Это удивительно чистое и светлое место со своей самобытной историей, достойное того, что бы о нем знала вся просвещённая общественность России.



Т.М.Шелудякова, карта из статьи Кутейникова " Пути-дороги Пушкина", фотография Самыгиных из архива Лотошинского благочиния