перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

23 января 2016 года, Суббота, 18:58 << РАБОЧИЕ БУДНИ

Встреча главы района Е.Л.Долгасовой с педагогами прошла честно и спокойно

В пятницу актовый зал лотошинской первой школы наполнился работниками образовательных учреждений. Представители профессиональных союзов и сотрудники детских дошкольных учреждений, педагоги из Савостино и второй лотошинской школы, Ушакова и Микулина, руководители районной администрации, районного отдела образования, экономисты заинтересованно обсудили трудную финансовую ситуацию, в которой оказалась система народного образования Лотошинского района.

Незадолго до встречи педагогов с главой района Е.Л.Долгасовой удалось погасить задолженность по декабрьской заработной плате учителей. Область усиливает бюджетный секвестр. Можно постоянное урезание бюджетных дотаций на образование детей в Лотошинском районе называть "оптимизацией", но денежных средств у школ и отдела образования от этого не прибавится.

Мнение, что все беды от "дотационности" Лотошинского района можно выправить ускоренным развитием предприятий и переполнением бюджета доходами годится лишь человеку, не знакомому с Бюджетным кодексом. Финансирование всё равно идёт по нормативам, сверхнормативные доходы изымаются вышестоящими бюджетами и затем частично возвращаются через процедуру "выравнивания". Нормативы для системы образования рассчитываются архаичным и формальным подушевым методом. Он ориентирован на численность "поголовья школьников"(цитируем М.Лемуткину, www.mk.ru), не учитывает дисперсность населения в сельских районах, важность сохранения школ как жизнеобразующих сельских институтов, нехватку автобусов. Как заметил член Общественной палаты, заслуженный учитель России Ефим РАЧЕВСКИЙ: "Да и не бывает лишних учителей — есть только недостаточные зарплаты". Тем не менее, на выплату заработанного учителями область сегодня средств не предоставляет.

Лотошинское образование попрекают малочисленными классами (будто хорошо или полезно учиться по 45 человек в классе, когда на ученика от учителя не достаётся и минуты за урок). Нас корят многочисленностью школ (будто мало "оптимизированных" школ в Михалёве, Монасеине, Кульпине), намёком предлагают свести все школы района в три-четыре (по одной в сельских поселениях и оставив две, а "лучше" одну в посёлке). Журят за надомное обучение хворых учеников (хотя закон предписывает тяжело страдающих ребят учить дома, а учителям оплачивать этот нелёгкий труд).

Учителей сельских школ попрекают "сельскими" надбавками (хотя, по правде сказать, ни одного города в Лотошинском районе нет и ни одной городской школы тоже, по законам логики, не должно быть). На собрании звучали упрёки от поселковых учителей в адрес деревенских коллег, которые тетрадок проверяют меньше, а денег получают больше. (На мой взгляд, надбавки за особые условия труда платят учителю в деревне, чтобы он не уехал в город из скудной социальной среды, из худших бытовых условий, а продолжал учительствовать. Сельским врачам отчего-то надбавки платят!) Возможно, вместо того, чтобы предлагать убрать надбавки, которые получает лишь часть сельских учителей сельского Лотошинского района, логичнее будет их распространить на всех (!) сельских педагогов? Но на такую меру точно отпускаемых областью средств не хватит.

Не секрет, что руководители образовательных учреждений района собирали коллективы, разъясняя: финансовые доходы будут снижаться, а располагаемые снизятся ещё быстрее, поскольку бюджетные сокращения идут в фазе с инфляцией. Это объективная картина. Не тайна, что глава Лотошинского района на всех уровнях отстаивает свою позицию (позицию, за которую на выборах голосовало большинство избирателей): не закрывать ни одной школы! Все знают, что опережающее повышение заработков педагогам и работникам детских дошкольных учреждений одна из важнейших установок майских указов Путина. Президент эти указы не отменял. А они экономически невыполнимы для сегодняшнего уровня бюджетирования системы образования Лотошинского района (если только не убрать из школ педагогов высшей и первой категорий, а оставшимся вдвое прибавить нагрузки и в полтора раза жалованья). Загадка: как при действующей бюджетной политике Министерства образования Московской области удастся совместить выполнение указов президента, Трудовой кодекс и подушевые нормативы, написанные для густонаселённых компактных Подольска и Химок с Балашихой?

Лотошинские педагоги, по всей видимости, согласны, что ради сохранения учебных мест для детей и рабочих мест для взрослых школам и садикам придётся экономить буквально на всём (от совмещения автобусных маршрутов и внедрения энергосберегающих светильников до работы без современных наборов химических реактивов). Тем не менее педагогам стоит попытаться воздействовать на учёт особенностей Лотошинского и других малонаселённых сельских районов Подмосковья в бюджетных трансфертах. Для этого есть простой, законный и, возможно, эффективный способ. Бюджет принимают депутаты, и поправки в него также вносят депутаты. С.В.Юдаков, представляющий в Мособлдуме Лотошинский район, не просто депутат. Он первый заместитель Председателя Московской областной Думы, один из руководителей фракции "Единой России", имеющей в областном парламенте 27 голосов из 50. Наверное, разумно будет на отчёте С.В.Юдакова (который состоится 29 января в Лотошинском РДК) обсудить с влиятельным депутатом эту проблему и дать Юдакову наказ поправить ситуацию с финансовым обеспечением лотошинского образования.

Педагоги и специалисты администрации обсудили сложившиеся тяготы честно и спокойно. Без неумного оптимизма и без слезливой патетики. Кризис учит хотя бы тому, что преодолевать его последствия можно только деловым сотрудничеством и взаимопомощью. Такой конструктивный диалог и случился во время встречи с жителями, учительствующими, воспитывающими детей и живущими в Лотошинском районе. Глава района, профильные заместители главы администрации, специалисты отдела образования не оставили без ответа ни один вопрос. Неудивительно, что вместо запланированного академического часа совместная работа длилась вдвое больше.



Андрей Белковский