перейти на главную

Наше Лотошинье

Официальный сайт администрации городского округа Лотошино Московской области приветствует Вас!

29 января 2015 года, Четверг, 8:47 << НОВОСТИ РОССИИ

Кризисный план Кремля

Российские власти представили окончательный вариант антикризисного плана. Документ предусматривает расходы на 231 млрд рублей меньше, чем закладывалось в его рабочих версиях.

Впрочем, эксперты критикуют его не столько за «удешевление», сколько за отсутствие принципиально новых мер по структурному преобразованию экономики.

Пройдя через горнило правительственных согласований, документ значительно похудел (в первых версиях было около 100 пунктов, теперь — 60), а также растерял целый ряд предложений по ослаблению налоговой и административной нагрузки на предпринимателей.

В частности, исчезло предложение Минэкономразвития, курировавшего разработку плана, по сокращению количества проверочных мероприятий для малого и среднего бизнеса.

Многие новации — наподобие снижения ставки налогообложения для бизнесменов, платящих в казну по упрощенной системе, с 6% до 1% — в окончательном варианте документа потеряли обязательную силу и преподносятся как «предоставление права субъектам Федерации снижать ставки». И так в трёх случаях, где речь шла об ослаблении фискальной нагрузки на бизнес.

Помимо этого, пересмотрен в более консервативную сторону пункт о расширении самой сферы малого и среднего предпринимательства. Сейчас, чтобы предприятие признавалось малым (а значит, могло претендовать на меры господдержки), его годовая выручка должна составлять не более 400 млн рублей. Средними предприятиями считаются те, у которых выручка не более 1 млрд.

В плане предлагалось повысить эти пороговые значения до 1 млрд и 6 млрд, соответственно. Но в итоге решено по каждому пункту ограничиться лишь удвоением предельных значений.

Другой кризис

В целом, окончательный вариант плана менее затратен: вместо 2,56 трлн рублей — итоговые 2,33 триллиона. Надо учесть, что в обе эти цифры входит 1 трлн, выделенный на докапитализацию банков еще в декабре и посчитанный в бюджете за 2014 год (было решено направить на эти цели профицит, полученный за счет курсовой разницы). То есть искать новые источники финансирования реально нужно на сумму 1,33 трлн рублей.

Ужесточив, таким образом, подход к расходованию средств, правительство — напротив — ослабило для себя изначально жесткие сроки исполнения антикризисных мер. В ряде случаев дедлайны перенесены с зимы на весну.

Но больше всего претензий у экспертов не к этим «дедлайнам» и даже не к сокращению мер по поддержке малого и среднего бизнеса, а к самой философии плана. Она сводится, по мнению многих экономистов, к хорошо известному «залить кризис деньгами» (хотя в официальных выступлениях чиновники постоянно подчеркивают, что «заливать» — уже не выход).

«Главная ошибка в том, что действуют примерно так же, как действовали шесть лет назад — по принципу “зальем деньгами, а там, может быть, все закончится, цены на нефть снова отскочат”. И даже направления приоритетов определены примерно так же: банковскому сектору примерно триллион, промышленному сектору, сельскому хозяйству. Надо учитывать, что это другой кризис — по его причинам, по его продолжительности», — говорит в интервью Би-би-си директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

«Жесткая посадка»

О том, что кризис уже не тот, говорят и в правительстве. Первый вице-премьер Игорь Шувалов, выступая на Всемирном экономическом форуме в Давосе, заявил, что наступающий кризис может стать более затяжным и глубоким.

«Ничего хорошего в существующей ситуации нет. Она очень тяжелая. Думаю, что она будет усугубляться. Антикризисный план 2015 года должен быть рассчитан на то, чтобы помочь ориентироваться к “жесткой посадке”. Экономика жестко присаживается», — сказал он.

Однако в итоге согласованная правительством программа «жесткой посадки» оказалась очень похожей по инструментарию на действия во время отшумевшего шесть лет назад финансового шторма, указывают эксперты.

«Возможно, в правительстве уже не верят в эффективность мер налоговой политики, предпочитая им куда более понятные, простые и дорогие программы докапитализации банковского сектора в сочетании с различного рода льготным кредитованием, субсидированием и санациями. Хотя все понимают, что на возврат потраченных на это денег налогоплательщиков надежды нет», — отмечает в статье на сайте Slon.ru директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин.

«Антикризисная» программа, — продолжает он, — в своей налоговой части не отвечает ни на один из поставленных кризисом вопросов. Ее авторы предлагают решать собственноручно созданные проблемы огосударствленной уже более чем наполовину экономики припарками, которые уж точно не помогут, даже если не повредят".

В поисках структурных реформ

«Кризис серьезнее [чем в 2008 году], потому что тогда цены на нефть поднялись достаточно быстро, резервы были больше, бюджетные обязательства были скромнее, санкций не было — можно было занять деньги на Западе. И в этом смысле ситуация была не такой отчаянной», — развивает сходную мысль в интервью журналу New Times профессор парижского университета Sciences Po Сергей Гуриев.

«Тогда ситуация была более острой, потому что все происходило быстро, цены на нефть упали в три раза за полгода. Сейчас цены на нефть упали за полгода только в два раза. Но в течение двух лет ситуация абсолютно отчаянная. Нет решения проблем на горизонте двух лет. И пока этот кризис выглядит тяжелее, чем кризис 2008 года», — считает экономист.

Несмотря на то, что в преамбуле к плану структурные реформы упоминаются два раза и объявляются «приоритетным направлением работы правительства», фактически структурных реформ план не предлагает, отмечают аналитики.

«Много говорят о структурных реформах, но что имеется в виду? То, что по налогообложению? Вообще-то это, строго говоря, не структурная реформа. Структурные реформы — это, например, уход от сырьевой зависимости. Но на это нужны годы. За 15 лет это можно было сделать — вот это хороший срок. Но как сейчас мы уйдем от сырьевой зависимости?» — задается риторическим вопросом Игорь Николаев из ФБК.

По его словам, не стоит и преувеличивать значение структурных преобразований, когда страна находится в динамично развивающейся и непредсказуемой ситуации: вряд ли в таких условиях масштабные преобразования могут предотвратить худшее.

Разве что наркотики

Первоочередное внимание сейчас нужно уделить кредитным ресурсам в экономике, указывают эксперты. Российским промышленникам и фермерам, чтобы налаживать импортозамещение, необходимы деньги, а после того как Центробанк 16 декабря повысил ключевую ставку до 17%, ставки других банков по кредитам для компаний взлетели местами до 30% — то есть фактически до запретительного уровня.

Как пошутил в Совете Федерации один из сенаторов в среду во время правительственного часа с участием министра финансов Антона Силуанова (глава Минфина как раз представлял антикризисный план), с такой ставкой можно выращивать разве что наркотики.

«Сейчас 17-процентная ставка ЦБ сама по себе уже гораздо выше средней рентабельности обрабатывающей промышленности: там 8%, включая нефтепереработку. Если эти ставки не будут снижены, то требуется выделить деньги для их субсидирования. А то при такой ставке, если просто капитализировать банковскую систему и ждать импортозамещения, то можно очень долго его ждать», — говорит заместитель директора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов.

Правительство обещает субсидировать высокие ставки фермерам и части промышленных предприятий. Однако многие суммы, выделяемые на поддержку производителям, либо до сих пор не определены, либо ограничены: например, раньше обещали дать сельскому хозяйству дополнительно 50 млрд рублей, а теперь «до 50 млрд», имея в виду, скорее всего, максимальный годовой объем.

Вопрос ключевой ставки будет решаться на очередном заседании совета директоров ЦБ в пятницу, 30 января. Однако большинство экономистов склоняется к мысли, что пока пик инфляции в стране не пройден (он ожидается в марте-апреле), ставка останется прежней.

Дмитрий Булин, Би-би-си, Москва